Фильм Ликвидация – классика жанра. Отзыв благодарного зрителя

Фильм Ликвидация
Обновлено:

Кажется, что отечественная киноиндустрия в советское время работала более качественно (эффективно) – практически каждый год появлялись фильмы, которые мы смотрим, и по сей день. Но это немного не так. Современный кинематограф тоже делает качественные продукты, только обнаружить их сложнее. Раньше делали десять фильмов в год и их все могли просмотреть и оценить. А сейчас делаются сотни картин, и выявить действительно интересный продукт достаточно проблематично.

Фильм Ликвидация критики и зрители позиционируют, как нечто среднее (или симбиоз) между «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновений весны». Действительно, в нем присутствуют элементы и детектива и шпионской истории. Присутствуют два главных героя: опер-розыскник и шпион-разведчик. Поэтому каждый вправе сам определять для себя, к какому классическому жанру относить этот фильм. Соответственно, и восторженные отзывы благодарных зрителей делятся на два этих "лагеря".

Я, если честно, смотрел Ликвидацию первый раз не очень внимательно, пропускал какие-то серии, не особо вникал в сюжетную линию, не обращал внимания на фразы и диалоги. Единственное, что вынес из такого просмотра это актерский состав и наличие исторической составляющей, что заставило меня в дальнейшем добавить его в свою фильмотеку. Второй просмотр, уже без рекламы и перерывов, а это 14 серий, пролетел на «одном дыхании». Третий и последующие – это фразы, нюансы в игре актеров, декорации и так далее.

Сюжетные линии

Детективная

События разворачиваются в Одессе в 1946 году. Главным героем фильма является Давид Маркович Гоцман (Владимир Машков) – начальник отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска. В рамках своей будничной деятельности он натыкается на схрон с тысячью комплектов армейской формы. Одесскому криминалитету данное «добро» и задаром не нужно, но ведь кто-то его «умыкнул» с военного склада по поддельной накладной. С этой отправной точки все и закрутилось.

Здесь и далее я буду публиковать цитаты из фильма:

- Картина маслом. Все свободны.

«На вид биндюжник, биндюжником, а соображает, сволочь» - так отзывается о Гоцмане его главный противник (враг). Потихонечку (14 серий), шажочек за шажочком, раскручивает данную головоломку Давид Маркович. Теряя друзей и наживая новых врагов, продвигается он к раскрытию немецкого агента по кличке Академик (Михаил Пореченков).

- Всем сидеть, я Гоцман!

Друг детства Фима (Сергей Маковецкий) по кличке «Полужид», бывший вор-карманник, выясняет с какого склада украдено военное обмундирование и кто изготовил «липовую» накладную. Но тут его дерзко убивают. Теперь это не просто расследование, теперь это месть за друга. Гоцман будет искать не просто преступника, а как говориться «будет рыть землю». «Не по закону, но по душе, а там пусто и тот, кто Фиму порешил - растоптал последнее. И я его найду. Клянусь!» - так говорит он самым авторитетным ворам Одессы.

В процессе расследования подполковник Гоцман обложил Академика со всех сторон. Вычислил его подельника Чекана (Константин Лавроненко) и даже арестовал его женщину варавайку-наводчицу Иду Кашетинскую (Ксения Раппопорт). Но в Абвере тоже были классные спецы и своё дело они знали отлично – выпускники разведшколы были «крепкими орешками» в части ведения диверсионной работы. Поэтому Академику со своими подопечными удавалось уходить раз за разом.

- Дава, я извиняюсь, но ты таки, босяк. Некому задницу надрать, пять пистолетов - не пачка папирос, они таки стреляют. Ну, ты же не окно в женской бане – зачем в тебе дырка?

Профессор-психиатр, эзотерик (Олег Басилашвили), который в годы войны работал на немецкую разведку, дал психологический портрет Академика, так как занимался с ним. К сожалению, он был слеп и описать внешность не мог. Последним «заходом» на Академика стало появление в Одессе карточного шулера, якобы из Центра города Киева. Им оказался бывший комвзвода Гоцмана Виктор Платов (Сергей Угрюмов). Вот ему удалось подобраться к Академику ближе всех.

- Поехали!

- Кудой?

- Тудой!

Ну и как, следствие, чтобы разоблачить такого матерого агента, как Академик, пришлось пойти на большую хитрость и соответственно на большой риск. Пришлось разыграть спектакль с арестом Гоцмана. А также организовать масштабные военные учения, силами всего Одесского гарнизона, оставив в городе только комендантские роты. И Академик пошел ва-банк и раскрыл себя, а также всю подпольную ячейку, да ещё вывел из лесов всех «лесных братьев».

- У Вас интуиция, а у нас «задница горит».

Военная

В это же самое время Сталин «ссылает» маршала победы Георгия Жукова (Владимир Меньшов) в Одессу. Назначив его командующим войсками Одесского военного округа. И маршал Жуков, оценив ситуацию, которая сложилась в послевоенном городе, решил действовать с присущей ему решительностью и прямотой. В итоге данные методы борьбы с преступностью привели только к негативным последствиям.

- Это еще что за хомяк? Вообще, что у вас творится? Страна голодает, а они себе такие щеки отъели!

- У меня диабет, товарищ маршал. Нарушен обмен веществ.

- Жрать надо меньше, вот и весь обмен веществ!

По гениальной задумке Георгия Константиновича в город с гастролями приехал Леонид Утесов. На концерт собрались все неравнодушные жители Одессы, а так как это было послевоенное время и развлечений практически не было, то туда смогли попасть только «непростые люди». С одной стороны партийная верхушка и власть имущие (включая старших офицеров милиции и армии), а с другой криминальные авторитеты.

- Ищем до здрасьте тех уродов, шо подумали, они умнее нас.

Прямо во время концерта контрразведка окружила театр и арестовала всех авторитетов, а также тех, кто были в розыске. На первый взгляд план Жукова был хорош, и поставленная задача достигнута – обезглавлена криминальная Одесса. Но данная акция спровоцировала волну недовольства у рядовых бандитов. В Одессе начались погромы и массовые беспорядки. Академик под этот «шумок» разграбил военные склады и «затарился» тремя грузовиками оружия.

- Купи себе петуха и крути ему бейцы, а мне крутить не надо!

Сами по себе погромы, конечно, остановить не проблема, но сразу пойдет слух о том, что Жуков воюет с мирной Одессой. Конечно же, об этом узнает и Сталин, а это для опального «маршала Победы» могло означать ещё более суровые меры наказания или порицания. Поэтому Гоцман через полковника Чусова (Юрий Лахин) начальника военной контрразведки округа убедил Жукова выпустить главарей и арестовывать их только по закону.

- И какой шлемазл это выдумал?

- Жуков.

- Так, шлемазла беру обратно.

Но маршала Жукова убедили не просто так. Полковник Чусов предложил тайно переправить в город лучших офицеров контрразведки со всей страны, переодеть их в гражданскую одежду и под видом простых граждан выпустить на улицы. Естественно те будут вооружены. И все попытки местного криминалитета пресекать на корню – то есть расстреливать без суда и следствия.

- То есть спать накрылось, щас начнут гулять ребята - мама, не ходите до ветру, там волки.

В милицию стали пачками приводить задержанных контрразведчиков. Количество дел просто зашкаливало, пока Гоцман не догадался «откуда растут ноги». Простые увещевания никак не повлияли на начальника контрразведки и ночные отстрелы всё продолжались. Город, конечно, избавлялся, таким образом, от криминалитета, но недовольство простых граждан росло, так как многие просто боялись выходить на улицу, да и убитые были чьими-то родственниками.

- Нет, девушка, на сироту Вы не похожи. Ну, с голоса же слышно, что Вы красавица, каких не видно.

И только благодаря комбинации, которую придумал Гоцман, начальник контрразведки убедил Жукова прекратить ночные отстрелы. Представляете, как это было трудно? Военный, боевой маршал привык действовать прямолинейно. Тем более, если враг известен. Но аргументы о том, что цель захватить всю подпольную ячейку противника, а также вытащить из лесов всех «недобитков», да убедительная «рациональность» полковника Чусова дали свои плоды – Жуков согласился.

- Если возможно, давайте на Вы.

- Вы-еживаться будешь в вы-ходные, а сейчас гуди, как паровоз, за свое прошлое.

Личная

Давид Маркович Гоцмана или как зовут его близкие – Дава – сам по себе человек одинокий, за весь фильм показан лишь какой-то дальний родственник из Гораевки, который приехал торговать колбасой. Да и того убили при взрыве квартиры. Хотя Гоцман выгнал его ещё до этого.

- Вставай, Давид, Тебя убили.

- Да ты што? Насмерть?

Два близких друга детства Фима и Марк. Первого убили (потом выяснится, что это сделал Академик) при ведении расследования как я говори ранее. У второго тяжелое ранение головы, как следствие он полностью неадекватен, жить без посторонней помощи не может, поэтому его жена всегда рядом. На протяжении всего фильма Гоцман занимается его лечением, хотя Марк мечтает о самоубийстве, чтобы не мучить близких.

- Доктор прописал мне спокойствие для сердца, и я буду спокоен. Значит или ты мне сейчас скажешь, что случилось, или я гэпну тебя в морду со всей моей любовью.

При обнаружении схрона с военным обмундированием Гоцман знакомится с беспризорником Мишкой Карасем. Затем ловит его при краже наручных часов у маршала Жукова. Отправляет в хороший детдом – дипломатический интернат по тем временам просто шикарное место. Затем ловит его на «краже корзинки» и, понимая, что не вправе требовать от него большего усыновляет его. После этого Мишка и Гоцман действительно становятся близкими людьми, даже можно сказать отцом и сыном.

- Шо вы за мной здесь всюду ходите?

- Ищем со спины Вашу талию, мадам.

- Смотрите, где талия, она когда-то там была. А за корзинку забудьте, а то нарвете себе пачку неприятностей, я вам говорю.

Соседкой Фимы Полужида оказалась очаровательная женщина по имени Нора (Лика Нифонтова). Хотя Гоцман чувствует, что нравится ей, но не понимает, почему та отстраняется от него, избегает встреч с ним. Как выяснилось позже, что она никакая не Нора, а жена репрессированного следователя из Москвы. Сбежав и купив новый паспорт, она хотела забыть о прошлом, а тут Гоцман и опять из органов, да ещё Давида Марковича уже раз «прихватывали» сотрудники МГБ после совещания у Жукова.

- Ша, Нора, я без второго слова все понимаю.

Но, как говорится, настоящие чувства найдут выход. Откровенный разговор на пороге её квартиры, когда Нора уже стояла с собранными чемоданами и уже на следующий день весь отдел да плюс Кречетов ремонтировали взорванную квартиру Давида Марковича. А накануне своей липовой посадки, чувствуя опасность, Гоцман и Нора сочетаются законным браком. Ночью их расписал начальник Давида Марковича полковник Омельянчук (Виктор Смирнов) начальник уголовного розыска города Одессы, как командир подразделения согласно закону военного времени.

- Погоди, ты, что отказываешься выходить за меня?

- Нет.

- Тогда шо кобенишься? Грубо сказал?

- А я и не кобенюсь.

- Тогда пошли!

Не обошлось без сердечной истории и у главного противника Гоцмана Академика – майора Кречетова. Его возлюбленная артистка Антонина Царько (Полина Агуреева) весьма привлекательная особа, хотя и не далекая. Но мне кажется, Кречетов её искренне любит. «Родит ребёнка в театр не ногой» - так он говорит Гоцману. Да и убил он её случайно, если бы она не напоролась на ножницы, то я думаю, что он бы смог её убедить в том, что он не шпион.

- Давай!

- Даю! Нашли себе давалку!

- Шо?

- Та ни шо

Делаем выводы

Вы много знаете фильмов, который разобрали на цитаты сразу после выхода? Я тоже не очень много. Но фильм «Ликвидация» покорил меня именно как произведение искусства, что давно уже не было. Какие же составляющие успеха можно выделить?

  1. Отличный сценарий. Кто-то говорит о «содранной истории» из мемуаров прототипа Гоцмана, кто-то наоборот, что все это вымысел. Но сюжет очень качественный.
  2. Актерский состав. Что ни актер, то яркая индивидуальность, который украсил бы любую картину. И главное, что каждый на своем месте.
  3. Очень жаль, что во время съёмок скончался Андрей Краско, который играл роль Фимы.

  4. Одесса. Этот неповторимый говорок, обезоруживающий юмор, простота обращения. Короче, Одесса и этим всё сказано.
  5. Отличная работа режиссера Сергей Урсуляка.
  6. Музыка, саунд-треки. Её хоть и немного, но она всегда по делу и запоминающаяся.

Ну и немного про критику. В основном она сводится к неверной трактовке исторических фактов.

Ликвидация – это художественный фильм, а не документальная хроника!

Самые придирчивые говорят о киноляпах, что, мол, Жуков не мог снимать начальника контрразведки, так как она входила в структуру МГБ и ему не подчинялась. Песни, которые исполнялись, были написаны гораздо позже. Фильмы, которые мелькали в кадре на афишах, были сняты также позднее. Массового ареста «воров в законе» на концерте Утесова не было, а пойманных бандитских вожаков расстреляли в катакомбах.

Короче, как только появилось искусство, так сразу же появились и критики. В целом же моё личное мнение – фильм просто отличный. Если вы его ещё не смотрели или смотрели «по диагонали» или от случая к случаю, то выделите один день, наверное, выходной и погрузитесь в обаяние Одессы и его жителей в исполнение замечательного актерского ансамбля.

Если у вас остались какие-либо вопросы по поводу данного фильма, или есть какие-либо дополнения, замечания, пишите в комментариях, обязательно отвечу.

А также подписываетесь на новые статьи, обещаю, будет интересно.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение